Феофан Грек

Жизнь и творчество Феофана Грека
(около 1340-1410)

Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца. Этому гениальному «византийцу», или «гречину», суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русского художественного гения.

Воспитанный на строгих канонах, он уже в молодости во многом превзошел их. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Если бы он остался работать в Константинополе, он превратился бы в одного из безликих византийских иконописцев, от работ которых веет холодом и скукой. Но он не остался. Чем дальше он удалялся от столицы, тем более широким делался его кругозор, тем независимее убеждения.

В Галате (генуэзской колонии) он соприкоснулся с западной культурой. Он видел ее палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца свободные западные нравы. Деловитость жителей Галаты резко отличалась от уклада византийского общества, которое никуда не спешило, жило по старинке, погрязло в теологических спорах. Он мог бы эмигрировать в Италию, как это делали многие его даровитые соплеменники. Но, видимо, расстаться с православной верой оказалось не под силу. Он направил свои стопы не на запад, а на восток.

Зрелым, сложившимся мастером Феофан Грек приехал на Русь. Благодаря ему русские живописцы получили возможность познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения.

Его творческая миссия началась в 1370-х годах в Новгороде, где он расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). Князь Дмитрий Донской переманил его в Москву. Здесь Феофан руководил росписями Благовещенского собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан ряд замечательных икон, среди которых (предположительно) знаменитая Богоматерь Донская, ставшая национальной святыней России (Первоначально «Богоматерь Донская» находилась в Успенском соборе города Коломны, возведенного в память победы русского воинства на Куликовом поле. Перед нею молился Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казань).

Русских поражали его глубокий ум и образованность, снискавшие ему славу мудреца и философа. «Преславный мудрец, философ зело хитрый… и среди живописцев — первый живописец», — писал о нем Епифаний. Поражало и то, что работая, он никогда не сверялся с образцами («прописями»). Феофан дал русичам пример необыкновенного творческого дерзания. Творил непринужденно, свободно, не заглядывая в подлинники. Писал не в монашеском уединении, а на публике, как блестящий артист-импровизатор. Он собирал вокруг себя толпы поклонников, с восхищением взиравших на его скоропись. Одновременно с этим он занимал зрителей затейливыми рассказами о чудесах Константинополя. Так определялся в сознании русичей новый идеал художника — изографа, творца новых канонов.

http://mirasky.h1.ru/byzpnt/grek.htm

1.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Св.Василий Великий (1405) (фрагмент)
1.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Св.Василий Великий (1405) (фрагмент)

2.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Ап.Пётр (1405) (фрагмент)
2.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Ап.Пётр (1405) (фрагмент)

4.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Богоматерь (1405) (фрагмент)
4.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Богоматерь (1405) (фрагмент)

5.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Спас в силах (1405) (фрагмент)
5.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Спас в силах (1405) (фрагмент)

6.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Св.Иоанн Предтеча (1405) (фрагмент)
6.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Св.Иоанн Предтеча (1405) (фрагмент)

7.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Архангел Гавриил (1405) (фрагмент)
7.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Архангел Гавриил (1405) (фрагмент)

8.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Ап.Павел (1405) (фрагмент)
8.Деисусный-чин-Благовещенского-собора-Московского-кремля.-Ап.Павел-1405-фрагмент.jpg» alt=»8.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Ап.Павел (1405) (фрагмент)

9.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Св.Иоанн Златоуст (1405) (фрагмент)
9.Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля. Св.Иоанн Златоуст (1405) (фрагмент)

Икона Б.М. Донская (лицевая сторона) (1392)
Икона-Б.М.-Донская-лицевая-сторона-1392.Икона Б.М. Донская (лицевая сторона) (1392)

Икона Б.М. Донская (оборотная сторона, Успение Богоматери) (1392)
Икона Б.М. Донская (оборотная сторона, Успение Богоматери) (1392)

Преображение Господне (1403) (Москва, Третьяковская галерея)
Преображение Господне (1403) (Москва, Третьяковская галерея)

Свв.Борис и Глеб с житием (клейма) (2-я половина XIV века) (134 х 89 см) (Москва, Третьяковская галерея)
Святые Борис и Глеб с житием (клейма) (2-я половина XIV века) (134 х 89 см) (Москва, Третьяковская галерея)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code