Коровин Константин Алексеевич

Русский художник Константин Алексеевич Коровин родился 23 ноября 1861 года в Москве. Дед Константина, Михаил Иванович, был простым ямщиком, но, благодаря своей предприимчивости, стал владельцем ямщицкого извоза, обслуживающего почтовый тракт Москва — Новгород. Отец, Алексей Михайлович, окончил университет, не обладал предприимчивостью Михаила Ивановича; после его смерти и начала строительства железных дорог материальное положение семьи Коровиных значительно ухудшилось. Мать Константина, Аполлинария Ивановна, происходила из дворянского рода Волковых. Родители мальчика хорошо рисовали, и в доме Коровиных частыми гостями были известные в 1860-70-х годах художники Л.Л. Каменев и И.М. Прянишников.

Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавателями у него были И.М. Прянишников, В.Г. Перов, Е.С. Сорокин, А.К. Саврасов. Именно Саврасов, который в то время руководил пейзажным классом, был ближе всех Константину. Из учащихся ближайшим его товарищем был И.И. Левитан.

Начиная с 1879 года Коровин принимает участие в передвижных выставках, проходивших в залах МУЖВЗ: экспонировались его пейзаж «Ранняя весна» и этюд «Весна». С 1880 года Константин стипендиат князя В.А. Долгорукова, попечителя выставки Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Из произведений, написанных в период учебы, выделяется «Портрет хористки» (1883). В 1882 году Саврасова в пейзажном классе сменил Поленов, который считал Коровина и Левитана самыми талантливыми учениками. После того как у Константина умерли отец и мать, семья Поленовых заменила ему родных. В течение нескольких лет молодой художник не только общался с ними во время учебного года, но также проводил у них на даче летние каникулы.

В конце 1884 года Поленов знакомит Коровина с известным русским промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым. Константин становится членом Мамонтовского (Абрамцевского) кружка любителей и художников. Коровин по эскизам В.Д. Поленова и В.М. Васнецова выполнял декорации к домашних спектаклей Мамонтова. За время работы в театре Мамонтова, Константин Алексеевич в течении четырнадцати лет оформил более полутора десятков спектаклей. В 1886 году под впечатлением от постановки «Снегурочки» Н.А. Римского-Корсакова Коровин пишет картину «Северная идиллия».

В 1884 году Коровину присваивают звание неклассного художника, а в 1886 году он оставляет учебу в МУЖВЗ. В конце 1880-х годов Константин Алексеевич создает несколько крупных полотен, среди которых «За чайным столом», «Пейзаж с мостом», «В лодке», «Портрет Т.С. Любатович». В этот же период художник становится участником только что образованного Общества искусства и литературы.

Зимой 1888-1889 года Коровин посещает Францию, Италию, Испанию. После заграничной поездки появляется картина «У балкона. Испанки Леонора и Ампара», с которой художник выступил на выставке Товарищества передвижников в Петербурге в 1889 году. А в 1900 году на Всемирной выставке в Париже эта картина была отмечена золотой медалью.

В 1892-93 годы Коровин живет в Париже. Парижский след в творчестве художника — цикл композиций «В мастерской художника» (1892-1894), полотно «Парижское кафе (1892-1894).

В 1894 году Константин Алексеевич вместе с В.А. Серовым принимает приглашение Мамонтова и отправляется в экспедицию для исследования севера России. Эта экспедиция положила начало развитию зимнего пейзажа в живописи. Ряд пейзажей, написанных после первой северной поездки, среди которых «Ручей Святого Трифона в Печенге», «Зима в Лапландии», «Гаммерфест. Северное сияние», вошли в золотой фонд русской живописи. После возвращения художника из экспедиции Мамонтов заказал ему проектирование и оформление павильона «Крайний Север» для Всероссийской художественно-промышленной выставки, проходившей в Нижнем Новгороде в 1896 году. Благодаря полученному опыту, в 1900 году Константина Алексеевича назначили художником-консультантом Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, участие в которой принесло художнику европейскую известность. Коровин был удостоен двух золотых, двух серебряных медалей и получил офицерский крест ордена Почетного легиона. Специально к этой выставке Коровин спроектировал и оформил в русском стиле два деревянных здания Кустарного отдела. Живописные работы художника были представлены большим фризом размером в 90 аршин для Северного отдела, четырьмя громадными панно — «Сибирь». Для Среднеазиатского отдела было написано еще пять картин-панно. Французская пресса захлебывалась от похвал, «Русская деревня» имела огромный успех.

В конце 1890-х Коровин окончательно сформировался как художник сцены и приобрел широкую известность в театральном мире. В 1900 году Поленов рекомендует его в императорские театры. Особо следует отметить выполненные художником постановки опер «Руслан и Людмила» (совместно с А.Я. Головиным, 1904), «Жизнь за царя» (1908) М.И. Глинки, «Золотой петушок» (1909), «Снегурочка» (1911) Н.А. Римского-Корсакова. Также Константин Алексеевич выполнял декорации для Ла Скала, Гранд-опера. С 1910 года Коровин становится главным декоратором и художником-консультантом императорских театров в Москве. Среди его работ — оформление новых постановок — балетов «Саламбо» (1910, Большой театр), «Конек-Горбунок» (1912, Мариинский театр), «Корсар» (1915, Большой театр).

В этот же период Коровин сближается с объединением художников «Мир искусства». Художник выставляет свои произведения в России, в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине. Позднее на выставках общества «Мира искусства» появляются «северные» панно и мебель Коровина.

С 1899 года художник преподает в школе Е.Н. Званцевой, а с 1901 года совместно с Серовым возглавляет портретно-жанровую мастерскую в МУЖВЗ.

Наряду с театральной деятельностью Коровин продолжает писать пейзажи и портреты. Широкую известность приобрели портреты итальянского певца Анджело Мазини (начало 1890-х), Чичагова (1902), Шаляпина (1905, 1911, 1916, 1921), а также картины «Кафе в Ялте» (1905), «Улица в Виши» (1906), «На юге Франции» (1908), «На берегу моря в Крыму» (1909), «Пристань в Гурзуфе» (1914), «Рыбачья бухта. Севастополь» (1916). Работы художника активно раскупались коллекционерами.

После Февральской революции 1917 года Константина Алексеевича сначала назначают заместителем председателя Союза пластических искусств, потом — председателем и представителем художников при комиссаре бывшего императорского двора. Однако Коровина сильно тяготили происходившие тогда политические события, и вскоре он оставил должности. Художник находился в растерянности: его мастерская и дом в Охотине были опечатаны, на жизнь в Москве ему не хватало средств.

Вскоре Коровина избирают руководителем мастерской бывшего МУЖВЗ, которое теперь называлось Вторые государственные свободные художественные мастерские. В марте 1920 года художника выселяют из квартиры на Мясницкой и окончательно забирают мастерскую в Охотине. Он оказывается в безвыходном положении: негде жить семье, хранить холсты, вещи из мастерской. Чтобы прокормить семью, Коровин много работает: в 1919-20 годах он оформляет постановки «Валькирии», «Зигфрид», «Щелкунчик»; в 1921 и 1922 годах в Москве проходят персональные выставки Константина Александровича, но они не имеют большого успеха.

В 1922 году чтобы улучшить здоровье Коровин переезжает в Париж. Здесь должна была состояться выставка его произведений, однако картины похитили, и художник остался без средств. В этих обстоятельствах живописец вынужден соглашаться на любую работу. Художник пишет картины на заказ, изготавливает сувениры. Позже в Берлине и Париже проходит несколько его персональных выставок, также Коровин участвует в групповых выставках русских художников.

В двадцатые годы художник продолжает выполнять работы по оформлению театральных постановок. Он оформляет оперу «Золотой петушок» для театра в Турине, балет «Дон Кихот» для гастролей Анны Павловой в лондонском Ковент-Гардене, «Севильского цирюльника» для гастролей Шаляпина в Англии и США, «Снегурочку» и «Князя Игоря» для Русской оперы в Париже.

Умер Константин Алексеевич Коровин 11 сентября 1939 года в Париже. Художник внес большой вклад в утверждение принципов импрессионизма в русской живописи.

http://art19.info/korovinka/biography.html

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code